Свечной станок Mauzer Подробнее: http://xsvechi.com/ - События
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

Объявления

  • как делают церковные свечи за рубежом, формы для литья свечей

  • 28 Июнь 2011
  •  

    как делают церковные свечи за рубежом

    [url=http://www.dub.okis.ru ] [img] http://www.omsb.ru/sites/all/files/u1122/zer-f01.jpg [/img][/url]

    Формы для восковых свечей

     

    Предлагаю станки-формы для изготовления церковных свечей. Диаметр почти любой, длина до 500 мм.

     

    Наверное, каждому человеку рано или поздно приходит в голову эта идея - самостоятельное изготовление церковных свечей. Вопрос лишь в том, из чего сделать, а главное – где взять форму для литья церковных свечей, такую, чтобы она была удобна в работе, долговечна и бюджетна. Созданная нами  деревянная форма для литья свечей родилась как результат тестирования и доработки большого числа зарубежных и отечественных аналогов.

     

    В среднем мы изготавливаем формы за 8 дней, однако при необходимости можем выполнить работу за 4 дня (если  деревянная форма для литья свечей не является чрезвычайно сложной).

     

    тел. 8 952 430 66 48.

    почта  angel4495@yandex.ru   ICQ 611482131

    http://svechi.ortox.ru/

    http://www.dub.okis.ru/

    http://fand.fo.ru/

     

    Иконы на дереве

     

    Доставка по России, обмен. 8 952 430 66 49.

     

    ВСТРЕЧА С ПРАВОСЛАВИЕМ
      ПЕРВЫЕ ШАГИ В ХРАМЕ
     
       
    У подсвечника
    Фото Натальи Четвериковой
     
    О ЦЕРКОВНОЙ СВЕЧЕ

    Церковная свеча — священное достояние Православия. Она — символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью. Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремления к обожению, превращению в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному свету. Свеча выражает теплоту и пламень любви человека ко Господу, Матери Божией, Ангелу или святому, у ликов которых верующий ставит свою свечу.

    Возжигание свечей в храме — это часть службы, это приношение жертвы Богу, и как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, также нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

    Если хочешь поставить свечу — приходи до начала службы. Горестно видеть, как пришедшие в храм к середине службы, опоздавшие, в самые ответственные и торжественные моменты богослужения, когда все замирает в благодарении Богу, нарушают благочиние в храме, передавая свои свечи, отвлекая других верующих.

    Если кто опоздал на службу — пусть дождется окончания богослужения, а затем, если у него есть такое желание или нужда, поставит свечу, не отвлекая других и не нарушая благочиния.

    Покупка свечей есть малая жертва Богу и Его храму, жертва добровольная и необременительная. Поэтому желательно приобретать свечи в том храме, куда пришел молиться. Дорогая свеча вовсе не благодатнее маленькой. Нет и обязательных правил, куда и сколько свечей должны ставить верующие. Однако по сложившейся традиции в первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, своему святому (имя которого носишь), а уже потом за здравие или за упокой. За умерших свечи ставят на канун у распятия, мысленно произнося: «Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное».

    О здравии или в какой-либо нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеимону, а также тем святым, кому Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.

    Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси: «Святый угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (или имя, за кого просишь)».

    Затем надо подойти и, перекрестившись и поклонившись, приложиться к иконе.

    Надо помнить: чтобы молитвы дошли, молиться святым угодникам Божиим надо с верой в силу их ходатайства пред Богом и со словами, идущими от сердца.

    Если ставишь свечу к образу всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству небесному и молись: «Вси святии, молите Бога о нас». Все святые о нас всегда Бога молят. Он же один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

    О необходимости посещать храм Божий
    О устройстве храма
    О поведении в храме
    О богослужениях, совершаемых в храме
    О смысле всенощного бдения и Божественной литургии
    О поклонах и крестном знамении
    О священническом благословении
    О поминовении
    О просфоре, антидоре и артосе
    О святой воде
    О церковной свече
    О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон
    Твои первые молитвы

    Все новости

    Смотрите также

    Доски Бесплатных Объявлений - Товары - Доски Продвижения doski-pro.ru

  • где купить церковные свечи в ярославле

  • 27 Июнь 2011
  • где купить церковные свечи в ярославле

     

    Изготовление деревянных форм для литья свечей.

     

    Наверное, каждому человеку рано или поздно приходит в голову эта идея - самостоятельное изготовление церковных свечей. Вопрос лишь в том, из чего сделать, а главное – где взять форму для литья церковных свечей, такую, чтобы она была удобна в работе, долговечна и бюджетна. Созданная нами  деревянная форма для литья свечей родилась как результат тестирования и доработки большого числа зарубежных и отечественных аналогов.

     

    В среднем мы изготавливаем формы за 8 дней, однако при необходимости можем выполнить работу за 4 дня (если  деревянная форма для литья свечей не является чрезвычайно сложной).

     

    тел. 8 952 430 66 48.

    почта  angel4495@yandex.ru   ICQ 611482131

    http://svechi.ortox.ru/

    http://www.dub.okis.ru/

    http://fand.fo.ru/

     

    Иконы на дереве

     

    Доставка по России, обмен. 8 952 430 66 49.

     

    http://fand.ortox.ru/

    Полуавтоматическое оборудование (линия), для производства церковных свечей состоит из пресса, отрезного станка и оплавителя фитиля. Используется любой материал и компоненты, пригодные для производства свечей. Суть всего производства заключается в том, что свеча изготавливается не привычным методом литья. Сухие заготовки сырья помещаются в пресс, где в процессе создаваемого высокого давления формируется свеча, параллельно в сердцевину добавляется фитиль, подаваемый с бобин, и за доли секунды через фильеру желаемого диаметра непрерывно выходит свечная лента, т.е. по сути готовая свеча неограниченной длины. Следующий этап – отрезка заданной длины, затем оплавление фитиля. Реальная производительность 300 кг за 8 часов. Обслуживают 2 человека.

  • формы для церковных свечей город волгоград купить с доставкой

  • 27 Июнь 2011
  • формы для церковных свечей город волгоград

     

    Деревянные формы для литья церковных свечей.

    Материал: дуб, пропитанный антисептиком.

     

    Деревянные формы для литья свечей отлично подойдут начинающим и нетерпеливым.  Вы легко и быстро сможете достать готовые свечи уже через 10-15 минут. Большой выбор форм для церковных свечей и разнообразные размеры позволят Вам сделать свечи на все случаи жизни.

    Предоплата 100% , изготовление в течение 7-ти рабочих дней.

     

    тел. 8 952 430 66 48.

    почта angel4495@yandex.ru ICQ 611482131

    http://svechi.ortox.ru/

    http://prom.ua/cs254582-internet-magazin-formy

    http://www.dub.okis.ru/

  • фрески иконы на дереве

  • 26 Июнь 2011
    • Иконы на дереве

       

      Доставка по России, обмен. 8 952 430 66 49.

       

      http://fand.ortox.ru/

       

       почта : bic2012@yandex.ru  

       

      Дизайн-проект бесплатно! Дизайн-проект бесплатно!
      Компания "Мастера Декора" предлагает Вам принять участие в нашей акции: Дизайн-проект бесплатно! Условия Вы можете узнать позвонив по телефо...
       
      О Компании
      Философия
      Партнеры
      Контакты Тел.: (495) 410-14-50
      Вакансии
      Советы экспертов
          2010.02.16Совет №2 Как удалить старое покрытие?
          2010.02.01Совет №1 Когда можно начинать декоративную отделку?
      События компании
          2010.02.01Событие №1:
      Новости культуры
          .06.25Режиссер Юрий Любимов покидает Театр на Таганке
          .06.26Пиджак Майкла Джексона из "Триллера" выставлен на торги
          .06.25Скрипач из России стал одним из лучших на конкурсе имени Чайковского
      Декоративная штукатурка
       
      Объемный рисунок
       
      Настенная роспись
       
      Фрески и иконы
       
      Скульптура
       
      Мозаика
       
      Колонны
       
      Лепнина
       
      Электромонтажные работы
       
      Эскизы интерьера
       
        Фрески и иконы
       
       
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Икона
      Икона
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска
      Фреска

      Фреска – один из древнейших способов декорирования  интерьера и, в частности, художественной росписи потолков и стен. Это техника росписи стен и потолков по ещё сырой штукатурке. В древности для художественной росписи стен с потолками использовали раствор извести, цветных минералов, а также песка. Высохшую  роспись стен и потолков покрывали тонкой прозрачной пленкой для придания долговечного вида.

       

      Фрески – это вид художественной росписи стен и потолков, который имеет интересную особенность: с течением времени нанесенная краска незначительно растворяется штукатуркой, от чего рисунок приобретает эффект прозрачности. Благодаря такому эффекту фреска «живет» дольше. Свидетельство тому дошедшие до наших времен старинные декоративные росписи стен.

       

      Художественная роспись интерьера – это оригинальное решение преображения любого помещения: квартиры (кухни, гостиной, детской комнаты), офиса, помещения общественного значения и проч. Она заставляет по-новому взглянуть на жилое пространство, пробуждает воображение и творческий потенциал. Художественная роспись по оштукатуренной поверхности стен и потолков, ровной или фактурной, создает различные эффектные картины.

       

      Художественная роспись интерьера является произведением искусства. Стоит ли говорить, что с ней не сравнятся ни репродукция, ни фото обои. Роспись стен и потолков не надоест долгое время, ей можно любоваться снова и снова, каждый раз находя на фреске что-то новое, не замеченное ранее. А как рад будет ваш ребенок, увидев в детской комнате красивую роспись на стенах. Художественная роспись интерьеров способна воплотить любые идеи, замыслы, фантазии и образы.

       

      Художественная роспись потолков и стен квартиры создаст дополнительный семейный уют, офиса – особый характер, общественного места – необычную атмосферу.

       

      Художественная роспись выполняется различными способами. Сейчас наиболее часто роспись стен и потолков выполняют акриловыми красками. Поверхность предварительно подготавливают. Акриловые краски, применяемые в художественной росписи, имеют некоторые преимущества перед другими материалами. Одним из таких преимуществ является то, что для акриловых красок используют обыкновенную воду, а не разбавитель или растворители с неприятным и стойким запахом. Кроме того, акриловые краски быстро высыхают, при этом образуется полимерная пленка, обладающая устойчивостью к воде, агрессивным растворам и механическим воздействиям. Можете быть уверены, что с росписью на стенах ничего не случится. Среди минусов можно выделить некоторую "графичность" акриловых красок по сравнению с масляными. В остальном акрил является отличным современным материалом для художественной росписи стен и потолков.

       

      Нередко художник-декоратор выполняет роспись на художественном холсте, а затем готовую работу приклеивает на стену или потолок. Эта технология очень удобна, так как художник работает над росписью стен в своей комфортной студии. Такой способ удобен и заказчику – художнику нет необходимости постоянно находиться на объекте, а значит, он не создает никаких связанных с этим неудобств.

       

      Компания «Мастера Декора» предлагает услуги по художественной росписи стен, потолков и интерьера в общем, а также у наших мастеров Вы можете заказать икону. Мы украсим помещение фресками любого стиля, любой цветовой гаммы. Если Вы хотите заказать икону или фреску и Вам трудно определиться с выбором, специалисты нашей компании могут посоветовать наиболее удачный вариант художественной росписи вашего интерьера с учетом всех ваших пожеланий.

       

      На нашем сайте вы можете посмотреть фото художественной росписи стен и потолков, а также иконы, изготовленные нашими мастерами.

       

      Со стоимостью художественной росписи потолков и стен можно ознакомиться позвонив на наш телефон из раздела "Контакты". Цена может варьировать в зависимости от объема работ.

       

      Живопись – не менее популярный вид декоративного покрытия, один из основных и самых популярных видов изобразительного искусства, который передает всё многообразие цветов окружающего мира. В зависимости от техники исполнения живопись делят на акварельную, масляную, гуашью, темперную, пастельную, восковую, фресковую, витражную, мозаичную. По жанрам выделяют миниатюрную, театрально-декоративную, декоративную, монументальную и станковую живопись.

       

      Декоративную живопись используют для украшения изделий или архитектурных сооружений. Она делает акцент на выразительности композиции или визуально преобразует ее, за счет внесения новых масштабных отношений, ритма и колорита. Декоративная живопись является плоскостной, использует условную трактовку цвета и обычно открытый локальный цвет.

       

      Монументальная живопись представляет собой крупномасштабные живописные произведения, которые украшают потолки и стены архитектурных сооружений: мозаика, фреска, панно.

       

      Живопись по-сырому является техническим приемом акварельной и масляной живописи. В акварели перед началом работы бумагу необходимо равномерно смочить водой. Через некоторое время, когда бумага немного просохнет, можно начинать писать. Живопись по-сырому, создавая мягкие переходы, позволяет мягко передать очертания предметов, придавая изображению воздушность и пространственность.

       

      Станковая живопись – произведение живописи с самостоятельным характером.

       
           
       
        Галерея работ
       
      Готовые объекты
          Другие объекты
          ЖК "Ближняя Дача"
          Квартира в ЖК "Аэробус"
          Кварт
  • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ икона дереве

  • 26 Июнь 2011
    • СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

       
      Икона "Сретение Господне"
      Икона "Сретение Господне"
      Сре?тение Госпо?дне [1], праздник Православной Церкви, принадлежит к двунадесятым.

      Празднуется 2 февраля.

      В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 2, 22 - 40). В 40-й день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм - центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см. Исх. 13, 2; Чис. 8, 16; Лев. 12, 6, 8) женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

      В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля" (Лк.2:29-32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2, 35).

      В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, "которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем (Богомладенце) всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк. 2, 37, 38).

      До Рождества Христова все праведные мужи и жены жили верой в Грядущего Мессию Спасителя мира и ожидали Его пришествия. Последние праведники уходящего Ветхого Завета – праведный Симеон и Анна пророчица удостоились встретить в храме Носителя Нового Завета, в Лице Которого уже встретились Божество и человечество.

      Многими песнопениями украсили праздник церковные песнотворцы: в VII веке – святитель Андрей, архиепископ Критский, и в VIII веке – святитель Косма, епископ Маиумский, преподобный Иоанн Дамаскин, святитель Герман, Патриарх Константинопольский, в IX веке - святитель Иосиф Студит, архиепископ Солунский.

      Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец"
      Икона Пресвятой Богородицы "Умягчение злых сердец"
      С событием Сретения Господня связана икона Пресвятой Богородицы, именуемая "Умягчение злых сердец", или "Симеоново проречение", которую необходимо отличать от иконы "Семистрельная".

      Икона "Симеоново проречение" символизирует исполнение пророчества праведного старца Симеона: "Тебе Самой оружие пройдет душу" ( Лк. 2, 35).

      История возникновения праздника Сретения Господня

      Анализ сохранившихся свидетельств, относящихся к истории древнецерковного богослужебного календаря, показывает, что до IV в. христианский цикл важнейших годовых праздников (позднее названных двунадесятыми) ограничивался лишь тремя — Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением). В IV-V вв. происходит становление торжеств рождественского цикла, и мы вправе ожидать, что и праздник Сретения, логически связанный с Рождеством и календарно от него зависящий, появляется в это же время. Попытаемся уточнить его хронологию и основные этапы распространения.

      1. Праздник Сретения в Палестине (IV—V вв.)

      Древнейшим исторически достоверным свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое Itinerarium Aetheriae, иначе «Паломничество ко Святым местам» (Peregrinatio ad Loca Sancta), датируемое концом IV в. и принадлежащее перу любознательной западной паломницы Этерии (Сильвии). Ее Перегринацио — один из первых христианских памятников этого жанра — еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — что представляется нам очень важным! — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью.

      «Сороковой день от Епифании (quadragesimae de epiphania) празднуется здесь [2] с большою честию. В этот день бывает процессия в Анастасис [3], и все шествуют, и все совершается по порядку с величайшим торжеством, как бы в Пасху. Проповедуют все пресвитеры, и потом епископ, толкуя всегда о том месте Евангелия, где в сороковой день Иосиф и Мария принесли Господа в Храм, и узрели Его Симеон и Анна пророчица, дочь Фануила, и о словах их, которые они сказали, узрев Господа, и о приношении, которое принесли родители. И после этого, отправив все по обычному порядку, совершают Литургию, и затем бывает отпуст» [4].

      Этими немногими замечаниями эмоционального характера и ограничивается, к сожалению, древнейшее свидетельство о праздновании Сретения в Святой Земле.

      Второй по времени исторический памятник, на сей раз — специального, литургического характера, также происходит из Иерусалима. Это — армянский Лекционар, содержащий краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, в том числе и о празднике Сретения Господня. Однако и здесь, как и в Перегринацио Этерии, праздник остается, по существу, без названия, и соответствующая богослужебная статья, ему посвященная, озаглавлена: «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа» [5].

      Можно предположить, что в IV-V вв. праздник Сретения существовал в Иерусалимской Церкви как праздник «местночтимый» (в самом буквальном смысле этого современного календарно-литургического термина), как сопровождаемая торжественной процессией богослужебная мистерия, позволяющая многочисленным паломникам со всем мыслимым топографическим реализмом пережить драму сорокового дня жизни Спасителя, став его соучастниками. Здесь этот праздник имел неповторимый, уникальный характер (как и другие праздники в Св. Земле), который не мог быть воспроизведен в богослужебном календаре других Поместных Церквей. В то же время именование Сретения лишь по формально-хронологическому признаку, — т.е. сороковым днем от Рождества [6], — указывает на то, что первоначально праздник Сретения не имел вполне самостоятельного значения, но рассматривался в качестве «отдания» всего сорокадневного цикла праздников, посвященных явлению в мир Сына Божия. Древнехристианские месяцесловы проходили в это время лишь первый этап своего формирования, и достоверными свидетельствами о богослужебном чествовании Сретения в других городах Восточной Римской империи историк не располагает.

      Обратившись к свидетельствам более позднего времени, мы смогли убедиться, что окончательное закрепление праздника Сретения в календаре столичной Церкви произошло не ранее первой половины VI века, после чего он в качестве официального государственного торжества стал распространяться по всей Империи. Однако конкретные обстоятельства и точная дата его введения в Константинополе, на основании имеющихся исторических источников, не могут быть определены так однозначно, как это делают популярные руководства по эортологии, варьируя, в сущности, позднесредневековую легенду.

      2. Сказание Четьей Минеи

      Назидательная церковная традиция, окончательно закрепленная сказанием Четьей Минеи от 2-го февраля, обуславливает установление праздника Сретения чудесными событиями, случившимися во время страшных бедствий — ужасной моровой язвы и землетрясений, — одновременно, будто бы, обрушившихся на Константинополь, Антиохию, Мизию и другие регионы Империи зимой 541/42 гг. Ежедневно погибали от пяти до десяти тысяч несчастных византийцев, остававшиеся в живых также не чаяли спасения, как неожиданно, — гласит легенда, — «во время этого небесного гнева, Бог открыл одному благочестивому мужу, что страдания прекратятся, если установлено будет торжество праздника Сретения Господня. [...] И действительно, с наступлением 2-го февраля 542 года, после торжественного богослужения в честь Сретения Господня, болезнь и землетрясение кончились в тот же день! В память сего события император Юстиниан Великий повелел по всей Империи своей торжественно чтить день 2-го февраля» [7].

      Логика и назначение этого трогательного сказания (полный текст которого легко найти в любом издании февральской Четьей Минеи) хорошо понятны, и предъявлять к нему требования научно-исторического характера попросту неуместно. Напротив, в нашем случае не только уместно, но даже необходимо выяснить как соответствие сказания реальным историческим фактам, так и попытаться установить время и причину его возникновения. Обратимся теперь к конкретным свидетельствам древних авторов.

      3. Установление праздника императором Юстином I

      Уже на первом этапе работы, сопоставляя между собой сохранившиеся тексты, отмечаем, что не все средневековые источники относят официальное установление праздника Сретения ко времени Юстиниана I (527—565). Так, хорошо известный в византийской (и древнерусской) историографии хронист Георгий Амартол (IX в.), рассказывая о царствовании предшественника Юстиниана — императора Юстина I (518—527), лаконично отмечает: «В его же правление было учреждено, чтобы мы торжественно праздновали Сретение» [8]. Свидетельство Амартола представляет особую ценность еще и потому, что в следующей главе его Хроники («О царствовании Юстиниана») вновь говорится о Сретении, — уже существующий в столичном богослужебном обиходе праздник лишь реформируется этим императором в соответствии с календарной традицией Римской Церкви:

      «Праздник же Сретения был перенесен и стал праздноваться во второй день месяца февраля. Справляемый прежде в 14-й день того же месяца, он не причислялся к Владычным праздникам» [9].

      Другой византийский историк, Георгий Кедрин, в своей всемирной Хронике, составленной на рубеже XIXII вв., уточняет:

      «Девятый год царствования императора Юстина [526/27 г.]. В его же правление учреждается торжествование праздника Сретения, до того времени не праздновавшегося» [10].

      Последний год царствования Юстина I, действительно, был омрачен страшным землетрясением, возобновлявшимся в течение 526-527 годов и обратившим в руины лучшую часть Антиохии Сирийской. Однако эти бедствия, без всякого сомнения ускорившие кончину глубоко скорбевшего императора, не связываются византийскими историками с установлением праздника Сретения Господня.

      4. Землетрясения 20-х —30-х годов VI-го столетия

      Чрезвычайно важным для уяснения основных источников минейного сказания об учреждении праздника Сретения является память о землетрясении, повторившемся в Антиохии уже при имп. Юстиниане, через два года после бедствия 526/27 г., т. е. зимой 528/29 г. (по Феофану, 29 ноября, 7-го индиктиона, 6021 года) [11]. Антиохиец Евагрий Схоластик в своей «Церковной истории» лаконичен:

      «Спустя тридцать месяцев [после землетрясения 526/27 гг. — Прим.авт.] город опять подвергся землетрясению. Тогда Антиохия была переименована в Теополис [«Град Божий». — Прим. авт.] и соделалась предметом всей попечительности царя» [12].

      Двумя веками позднее Павел Диакон (VIII в.) уже пишет о чуде, явленном во время этого бедствия (датируя событие 1-м годом царствования Юстиниана, т.е. 527/28 гг.), и приводит замечательные подробности, на которые нам следует обратить внимание.

      «Около этого времени Антиохия вновь испытала Божественный гнев, спустя два года после прежнего бедствия: произошло землетрясение страшной силы и разразилась сильнейшая буря; оставшиеся в живых люди, босые, молились, восклицая: «Господи, помилуй!» И Бог, явившись благочестивому человеку, открыл ему, чтобы оставшиеся в живых написали на вратах своих домов: «Христос с нами, стойте!» Когда они сделали так, утих гнев Господень. Император и августа [Феодора] вновь пожертвовали много денег на восстановление и строительство города антиохийцев, названного [Юстинианом] "Градом Божиим"» [13].

      Аналогичный рассказ о чудесном спасении оставшихся в живых жителей Антиохии почти дословно повторяют византийские историки Феофан Исповедник, Георгий Амартол и Георгий Кедрин [14]. Из их текстов со всей очевидностью явствует, что праздник Сретения не имеет к этому чуду ни малейшего отношения.

      В минейном сказании говорится еще об одном землетрясении, которое мы находим у Феофана Исповедника под 6028 (=535/536) годом, первым годом епископства Агапита Римского [15].

      «В этом году пострадал от гнева Божия Помпейополь Мисийский, ибо земля расселась от землетрясения и провалилась половина города с жителями. И очутились они под землею, и слышны были голоса умоляющих о помощи. И много денег давал царь для того, чтобы раскапывали и спасали заживо погребенных, и награждал трудившихся в раскопке. В том же году Юстиниан заповедал петь в церквах: «Единородный Сыне и Слове Божий» [16].

      Идентичное сообщение читается также и у Павла Диакона под восьмым годом царствования императора Юстиниана [17].

      Роль рассмотренного выше предания о чудесном спасении Антиохии в период возобновляющихся землетрясений 20-х—30-х годов VI века в формировании легенды об обстоятельствах введения Сретения в богослужебный календарь столичной Церкви мы сможем уяснить позднее, после анализа других источников.

      Обратимся теперь к свидетельствам авторов, датирующих установление Сретения в Византии в основном 542-м годом, — традиционным годом моровой язвы, поразившей Константинополь.

      5. Традиционная дата установления Сретения (542 г.) и события того времени

      Древнейшее свидетельство об учреждении праздника в этом году принадлежит, как удалось установить, не византийскому, но западному, лангобардскому (!) историку Павлу Диакону (ок. 720—799).

      «В пятнадцатый год правления Юстиниана [=541/542 г.], в месяце октябре [541 года] моровая язва поразила Византию. В том же [т. е. уже в 542-м] году учреждается Сретение Господне, что празднуется византийцами во второй день месяца февраля» [18].

      Младший современник Павла Диакона — константинопольский монах Феофан Исповедник (ок. 760—818), рассказывая о событиях этого же знаменательного года, приводит в своей авторитетной «Хронографии» следующие дополнительные подробности.

      «В этом году [541], в месяце октябре, индиктиона 5-го, случился в Византии великий мор. В то же время начали праздновать в Византии Сретение Господне, 2-го числа месяца февраля [542 г.]. А 16-го августа, того же 5-го индиктиона, было великое землетрясение в Константинополе, и попадали церкви и дома и городская стена, особенно около Золотых ворот. Пали на землю и копье, которое держала статуя св. Константина, поставленная на форуме, и правая рука статуи Ксиролофа. И померло много людей» [19].

      Из текста явствует, что землетрясение, о котором пишет Феофан, с мором не связано: оно случилось уже через полгода после празднования Сретения (как и Павел Диакон, он использует сентябрьский стиль, — Т.е. чума датируется 2-м по счету месяцем его года, Сретение — 6-м, а августовское землетрясение — последним).

      Полностью зависимый от византийской историографии ученый римский аббат Анастасий Библиотекарь (+ 886 г.), достаточно долго живший в Константинополе и знавший греческий язык, приводит в своей «Церковной истории» заметку, дословно совпадающую не с византийцем Феофаном Исповедником, как можно было бы ожидать, но с Павлом Диаконом! Вероятно, он предпочел воспользоваться лаконичной записью последнего [20].

      Как видим, сообщения лангобардского историка Павла Диакона и византийского хрониста Феофана Исповедника (первых по времени в ряду зависимых от них позднейших историков!) логически корректны и нейтральны по тому повествования: никоим образом не устанавливают они причинной связи между праздником Сретения Господня и стихийными катаклизмами, поразившими Империю. Объективному историку ясно, что страшная моровая язва и землетрясение выступают здесь лишь в роли навеки памятной — а потому несокрушимой — хронологической меты, по которой удобно датировать это важное литургическое нововведение юстинианова времени.

      Именно таким — фактологически корректным и не склонным к фантазиям — историком был другой константинопольский монах, Никифор Каллист (ок. 1335 г.), — «последний церковный историк в Византии» [21]. Говоря о возведении Сретения в ранг общецерковного торжества, он логично связывает это событие с другими реформами, предпринятыми императором Юстинианом после Пятого Вселенского Собора (553 г.), а о чуме и иных Божиих карах в этой связи умалчивает. Этим историк тактично, но недвусмысленно дает понять об их полной непричастности к торжеству Сретения.

      «По окончании же Собора, — пишет он, — император [Юстиниан], составив тропарь Единородный Сыне и Слове Божий [22], заповедал петь его в Церкви Христовой, и сие вплоть до нашего времени, по нерушимому закону, сохраняется. Он же впервые установил и торжественное празднование по всей Империи Сретения нашего Спасителя, подобно тому как [имп.] Юстин — святого Рождества Христова и [имп.] Маврикий — немного позднее — Успения Всесвятой Богоматери, в 15-й день месяца августа» [23].

      Свидетельство Никифора Каллиста, писателя весьма позднего (XIV век), представляется нам, тем не менее (или, напротив, именно благодаря этому обстоятельству), очень важным. Будучи профессиональным историографом и клириком храма Св. Софии, Никифор пользовался ее богатой исторической библиотекой и, без сомнения, хорошо знал как о бедствиях юстинианова времени, так и о чудесных событиях, будто бы с ними связанных. Если же он в свою пространную «Церковную Историю» не нашел возможным включить лестное и возвышающее авторитет Константинопольской Церкви предание о чудесном спасении столицы в результате впервые совершенного праздника Сретения, — то потому лишь, что, являясь добросовестным «источниковедом» (как сказали бы сейчас), не признал его достоверным и заслуживающим даже упоминания. На Западе же это предание существовало уже давно, и трудно представить, чтобы его не знали в Константинополе, более других в нем заинтересованном! Таковая неосведомленность представляется попросту невозможной, если принять во внимание, что знаменитое сретенское богослужение 542-го года, остановившее, если верить легенде, распространение чумы, должно было совершаться в Св. Софии, к тому времени уже построенной и освященной, — т. е. в родном храме Никифора Каллиста!

      С другой стороны, имп. Юстиниан I, при внимательном чтении процитированной хроникальной заметки Никифора, не может быть назван и тем, кто впервые вводит праздник Сретения в богослужебный календарь: уравнивая степень литургических реформ трех византийских василевсов шестого столетия, историк считает их реформаторами и распространителями уже существовавших богослужебных традиций (так, известно, что праздник Рождества с римской датой 25 декабря ввел в столичный обиход сам св. Григорий Богослов, в бытность свою патриархом Константинопольским, еще в 379 г.!) [24].

      6. Праздник Сретения и христологические споры при императоре Юстиниане I

      Здесь нам следует ненадолго отвлечься от рассмотрения летописных известий и обратить внимание на тот конкретный исторический контекст, который сопровождает возведение праздника Сретения в ранг общеимперского церковного торжества. Согласно Никифору Каллисту, — это богословские споры и различные церковные реформы, столь любимые имп. Юстинианом, считавшим себя большим знатоком христианского вероучения (а отнюдь не стихийные бедствия!). В.В.Болотов убедительно устанавливает неразрывную взаимосвязь между догматической борьбой с монофизитами (продолжавшейся при Юстиниане) и реформами литургического характера:

      «В Армянской [монофизитской. — Прим.авт.] церкви, — пишет он, — Рождество и Богоявление празднуется в один день. Всякий знает, что это древнейший обычай. Тогда и Сретение Господне представляет интереснейшее явление в истории Церкви. Известно, что Восточная Церковь заимствовала празднование Рождества 25 дек